Детская эколого-биологическая станция
Четверг, 16.05.2024, 05:10
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [7]

Поиск

Друзья сайта
  • Комитет по образованию

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Игровое занятие по экологии

    План-конспект

    игрового занятия по экологии для 3-4 классов

    «Путешествие по волшебному лесу»

    Цель: обобщение знаний детей о флоре и фауне лесов нашей Родины

    Задачи:

    - закрепление теоретических знаний в процессе игры;

    - развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков;

    – воспитание  бережного отношения к природе,  чувства товарищества.

    Ход занятия.

    Дорогие ребята! До нас дошли слухи, что с лесом вы дружите, оберегаете его от вредителей, любите наших пернатых помощников. За это вам огромное спасибо! Но я догадываюсь, что для многих из вас природа – это темный лес, потому что вы  знаете о ней очень мало.  Давайте попробуем вместе раскрыть ее тайны. Для этого мы с вами отправимся в путешествие по нашему волшебному лесу.  На пути нас ждут семь остановок.  Следить за нашим путешествием будут хранители лесных тайн (жюри).

           Чтобы начать путешествие, мы разделимся на две команды.

    Давайте-ка проверим, как хорошо вы знаете друг друга.  Первое задание – построиться по именам  (по алфавиту) кто быстрее.  Ну что ж, теперь пора отправляться в путь. 


             Начнем мы наше путешествие с «Грибной полянки».  Команды получают по «корзинке» для сбора грибов, где находятся карточки со слогами.

                    По тропинке во весь дух мчится по лесу петух.

                    Он кричит: «Ку-ка-ре-ку! Честь и слава грибнику!

                    Я наполнил кузов мой и бегу скорей домой».

                    Из-под елки фыркнул еж: «Все грибы ты растрясешь!»

                    Ежик прав – у петуха в кузовке одна  труха:

                               КА-РО-МАС-ЛЕ-СЫ-ЕЖ-ВИК

                              НОК-ПОД-ОСИ-ВИК-РЫ-КА-ЖИК

                              КА-СИЧ-КА-ЛИ-ПОД-РЕ-БЕ-ЗО-НО

                              НУШ-ГАН-ПО-ПЕ-НОК-ВОЛ-ОВ-О

         Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» -- это слоги, из которых следует собрать названия грибов.  Следите, чтобы у вас в кузовке были только съедобные грибы (соревнование на скорость).

               

     

       Отправляемся дальше. Тропинка привела нас в  «Лесную аптеку»

    Знаете ли вы, что животные, когда болеют, лечатся сами. И лекарства они находят сами. В лесу много лекарственных растений. А какие вы знаете растения, которые помогают при простуде (малина, липа, мать-и-мачеха)? Плоды каких растений содержат много витамина С?  (Шиповник).                                    О каких лекарственных травах говорится в следующих загадках:

        1.Лег пластом у дороги, разбросал свои ноги.  Его бьют  сапогами, его мнут колесом. Ему все нипочем, хоть ударь кирпичом (подорожник).

         2.Больным поправка – «кошачья травка». Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку (валериана).

         3.Соком какого растения выводят бородавки?( Чистотел)

         4.Отвар из сухих корней какого растения повышает аппетит? (Одуванчик)

    Следующее задание:  каждая  команда получает пакет с сухой травой. Определить, что это?

     

        Прямо из «Лесной аптеки» мы выходим на «Ягодную опушку».

    Знаете ли вы лесные ягоды?

    1.Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые  ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет (голубика).

    2.Ягода невкусная: уж очень большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение – хороший барометр (костяника).

    3.Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета (земляника).

    4.Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не заметил, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены  вместе (малина).

           Следующее задание: собрать в лукошко только съедобные ягоды (каждой команде предлагается одинаковый комплект карточек).

    1.Земляника. 2. Черника. 3.Вороний глаз. 4.Брусника. 5.Малина. 6.Волчье лыко. 7.Ландыш. 8.Ежевика.  

    Несъедобные: 3, 6, 7.

     

       Прямо с ягодной опушки тропка вывела нас на берег реки. Мы попали в  «Водяное царство». Что бы пройти дальше через реку по мосту, нужно ответить на вопросы:

         1.У какого растения наших вод самые крупные цветы? (Белая кувшинка)

         2.Где раки зимуют? (В норах по берегам рек и озер)

         3.Каких промысловых рыб вы знаете? (Щука, сом, сазан, карп, окунь)

         4.С какой целью рыба отправляется в верховье рек? (На нерест)

         5.Драчун и забияка, не знает страха, живет в воде, носит иглы на спине (ёрш).

         6.Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).

     

      Следующая остановка: «Королевство птиц». Нелегко приходится птицам зимой.  Много птиц погибло бы, да вы ребята подкармливаете их, а весной готовите им гнезда. Большое вам спасибо за это от всех птиц. Но и птицы тоже в свою очередь помогают людям. Как? Урожай от вредителей спасают. А еще красивые песни поют. А знаете ли вы ответы на мои вопросы?

      1.Что птицам страшнее – холод или голод? (от голода они умирают)

      2.Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (птица бросит гнездо)

      3.С прилетом каких птиц мы начинаем отсчет весны? (грачи)

      4.Какая птица птенцов зимой высиживает?(клест)

      5.Каких птиц больше всего на земле? (домашних кур, воробьев)

       6.Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев)

       7.Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)

       8.Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет)

    Конкурс: «Накорми птенчика».  Попасть в бутылочку горошинами, на горлышко можно одеть голову птенца из бумаги. Кто большее количество раз попадет, тот и выиграл.

     

         Последняя остановка в «Чащобе удивительных животных».  Проверим, как хорошо вы знаете животных нашего леса.

       1.Кто меняет шубу два раза в год? (лиса, заяц, белка)

       2.Что теряет лось каждую зиму? (рога)

       3.Какие животные спят зимой? (медведь, ёж, барсук, сурок, жаба, летучая мышь)

       4.Куда зайцу удобнее бежать, с горы или в гору?(у зайца передние ноги короткие,  задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катится кубарем)

       5.Зачем улитке рога?  (а это и не рога, а щупальца. Ими она ощупывает, обнюхивает, пробует на вкус и рассматривает все, что ее окружает).

       6.Яд каких животных используется человеком в медицинской практике?(змеиный, пчелиный, лягушачий)

              Следующее задание: « Узнай животное по описанию».

         1.У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги.  Прыгает и бегает он очень легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогает ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.               Подсказка: его считают большим трусишкой.  ( Заяц.)

         2.Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами и зайцами.               Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.     (  Лиса.)

       3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак.  Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.      Подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

        4.Это хищный зверь. Обладает острым зрением и тонким слухом. Прекрасно лазает по деревьям, устраивает в ветвях засаду и охотится на крупных животных, например, оленей. Хорошо плавает, часто промышляет рыбной ловлей, обучает этому и своих котят.    Подсказка: Хорошо слышать помогают специальные кисточки-антенны на ушах.     (Рысь.)

        

          Мы с вами вспомнили животных, которых знаем, вспомнили, где они живут, какие у них повадки. Ребята, а как разговаривают животные? Представьте себе, что вы животное, которое очень любит петь, но не умеет делать это по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.   Задание состоит в следующем: нужно спеть всем известную песенку (например, «В лесу родилась елочка» ),  но не так, как это делается обычно, а:

           1.Прокрякать.

            2.Пролаять.

            3.Промычать.

            4.Промяукать.

    Подводятся итоги (очки подсчитываются по призовым жетонам). Объявляется команда победителей.

     

             Вот и закончилось наше путешествие по волшебному лесу. Сегодня мы с вами поговорили о природе, вспомнили о растениях и животных, больше узнали об их поведении, голосах, немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей встречи вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и трепетно его оберегать.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: rosenblumc (28.11.2013)
    Просмотров: 2135 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: