Детская эколого-биологическая станция
Среда, 15.05.2024, 11:33
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [7]

Поиск

Друзья сайта
  • Комитет по образованию

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Открытое занятие

    Тема: «Вулканы Земли»

    Презентация

    Цель: формирование у обучающихся представления о вулканах, их строении, происхождении и значении как фактора проявления внутренних процессов Земли.

    Задачи:

         Образовательные: углубить знания о вулканах, причинах их образования;           классификации по типам извержений.

    Развивающие:  развивать познавательный интерес,  способность анализировать, сравнивать, выделять существенное, творчески подходить к проблемной ситуации.

    Воспитательные: воспитывать уважение к мнению других, умение слушать товарищей, отстаивать свою точку зрения.

    Оборудование: мультимедийные средства, компьютерное оборудование, макет вулкана,  раздаточный материал

    Ход занятия

    1.Организационный момент.    Приветствие педагога.

    2.Актуализация опорных знаний.                                                                      

              В географии немало курьезных случаев. Вот один из них:  В Средиземном море в 1854 году началось некое явление природы, в результате которого образовался небольшой остров. Три страны: Италия, Греция, Испания стали претендовать на вновь образовавшуюся территорию. Каждая из стран желала получить дополнительной участок суши. Возник спор, ни одна их стран не хотела уступить своим соседям.  В результате пока длился спор, начались некие события и остров ушел под воду. О каком явлении природы идет речь?

    Педагог: А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

    Обучающиеся:

    1.     Что такое вулкан?

    2.     Как, где, почему образуется вулкан?

    3.     Какие бывают вулканы?

    "Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу Гефест - огонь. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым, огонь, люди говорили: "Это работает Гефест". Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан"

    Педагог: Как вы считаете: вулканы – это добро или зло? Ответить на этот вопрос нужно в конце урока.

    Новые понятия: "вулкан”, "жерло”, "кратер”, "очаг”, "магма”, "лава”, " вулканические бомбы”.                                                                                                                                     

     Сегодня мы с вами совершим путешествие вглубь Земли и постараемся разгадать тайны подземных бурь.

    3.Формирование новых знаний.

     

    Как же образуются вулканы?

    Педагог: Возьмите карту с заданием. Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку, составим схему образования вулкана и тогда ответим на вопрос:

    1. литосфера разбита на литосферные плиты; (1)                                                            

      2. выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана(5)                                                                                                         

    3. магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)                                                               

     4. литосферные плиты сталкиваются; (2)                                                                       

     5. движение магмы происходит по трещине – жерлу; (4)                                               

     6. образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)

           У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в результате землетрясения или по каким-то другим причинам в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно – жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Канал, по которому поднимается магма, называется жерлом вулкана. Жерло заканчивается кратером, через который  на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается магма. Её температура более +1000С. Излившуюся магму называют лавой. Излившаяся лава застывает, образуя вулканический конус, который растет от извержения к извержению.

    Опыт: Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.

       Куски лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров  могут выбрасываться на большую высоту и падать вблизи вулканов (их называют вулканическими бомбами). При извержении образуются тучи пепла. Вулканический пепел не имеет ничего общего с пеплом, который получается, например, при сгорании бумаги, дров. Он представляет собой мельчайшие частицы магмы, раздробленные при взрыве газами на множество капель. Остывая в воздухе, часть пепла оседает вокруг вулкана, иногда покрывая огромной толщей окружающую местность, а на ней селения, растительность. Часть пепла разносится на сотни и тысячи километров. Извержение сопровождается подземным гулом, порой землетрясением, ливнем.

     

    Строение вулкана.

    1.     Область в верхней части мантии, где находится расплавленная магма называется магматическим очагом.

    2.     Канал, по которому магма выводится на поверхность,  называется – жерлом.

    3.     Чашеобразное углубление  на вершине  вулкана - кратер

    4.     Магма – расплавленная масса глубинных зон Земли.

    5.     Вырвавшаяся на поверхность магма, остывая, превращается в лаву. Лава бывает разогрета до температуры более +1000 С. Скорость течения 300-500 метров в час.

    6.     При застывании лава образует натеки самой причудливой формы. Образуя вулканический конус. Конус вулкана имеет слоистое строение. Как выдумаете, почему?

    Продукты вулканических извержений: водяной пар, сероводород, вулканический пепел, вулканические бомбы.

    Педагог: Существует ли закономерность в размещении вулканов на Земле?

    Сейсмические зоны и зоны вулканизма совпадают. Вулканы есть на суше и в океане.

    Проблема!

    Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?

    Решение:

    Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.

    Просмотр видеофрагмента. "Извержение вулкана”.

    Задание. У каждой  группы на парте схема "Строение вулкана”. И таблички с названием составных частей. Задание: прикрепить таблички на схему, тем самым подписав составные части вулкана.

    Виды вулканов.

    Ø  Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. (На Камчатке).

    Ø  Уснувшие – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.

    Ø  Потухшие – бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье).

     Типы вулканических извержений

    Гавайский тип. Кратер этих вулканов, словно огненные озера всегда заполнены лавой. Во время дождя, когда водяные капли падают на раскаленную поверхность, лавовое озеро окутывается клубами пара. Брызги раскаленной лавы взлетают на высоту 100–150 метров, а иногда и 1000 метров. Извержение усиливается, и лава переполняет озеро. Быстрый поток жидкой лавы изливается относительно спокойно и словно огненная река, стекает по склонам горы, без взрывов  формируя  плоские щитовые вулканы. Последние значительные извержения Килауэа были отмечены в 1952, 1954 и 1955 гг.

    Извержение вулкана не представляет опасности для местных жителей, более того, приносит им неплохие доходы, поскольку тысячи туристов приезжают на Гавайи, чтобы увидеть огненные потоки своими глазами.

    Пелейский тип. Лава вулканов этого типа очень вязкая, она застывает прямо в жерле и не дает выхода газовым парам. В результате происходит сильнейший взрыв, а затем гигантская туча раскаленных газов и пепла вырывается наружу. Она стремительно мчится по склону, уничтожая все на своем пути.

    Стромболианский тип  извержений связан с более вязкой основной лавой, которая выбрасывается разными по силе взрывами из жерла, образуя сравнительно короткие и более мощные лавовые потоки. При взрывах формируются шлаковые конусы и шлейфы кручёных вулканических бомб. Вулкан Стромболи регулярно выбрасывает в воздух «заряд» бомб и кусков раскалённого шлака.

    Везувианский тип. В начале извержения над вулканом поднимается гигантское облако, состоящее из газов и пепла. Гигантский пеплопад обрушивается на прилегающую территорию. Толщина выпавшего слоя пепла достигает нескольких метров, именно горячий вулканический пепел во время извержения в 79 г.н.э.  засыпал и уничтожил трагически известную Помпею.

     Разрушительная сила вулканов.

              Извергаясь,  вулканы производят большие опустошения.

    1.     Земля на многие км покрывается пеплом;

    2.     раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары, сжигающие леса, поля и поселения;

    3.     в тучах удушливых газов не редко погибают люди, звери и птицы;

    4.     стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются  при быстром таяние ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на своем пути.

               Созидательная роль вулкана.

    Вулканы не только сеют смерть и разрушения, они словно двуликий Янус, одновременно являются и великими созидателями.

    1.     Вулканы – " созидатели” новых земель, чудесные земледельцы.

    2.      Поставщики минералов, строительных материалов.

    3.     Создатели многочисленных месторождений руд.

    4.     Источники геотермальной энергии.

    Ответим на вопрос. Вулканы – это добро или зло? Класс делится на две группы. Одна группа доказывает, что это добро, а другая, что зло.

    Опыт: «Действующий вулкан». Для опыта используется бихромат аммония.

    Значение вулканов.

    1.     Вулканы поставляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли. (Вулканологи)

    2.     Биологи на примере вулканов пытаются воссоздать последовательность заселения Земли  живыми организмами.

    3.     Археологи, раскапывая, погребенные под вулканическим пеплом города, могут многое узнать о прошлом.

    4.     Человек использует энергию вулканов и продукты их извержения

    а) вулканический пепел - прекрасное удобрение                                                                    

     б) вулканический туф – строительный материал,                                                               

    в) Внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц. На Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии, США созданы геотермальные электростанции. Турбины таких электростанций вращает пар горячих подземных источников.                                                                                                                                    

      г) Горячие источники вблизи вулканов обладают  целебными свойствами и помогают в лечении разных болезней                                                                                                 

    Закрепление изученного материала.

    Педагог: проведем блиц. Вам будет задано 5 вопросов,  на которые вы должны ответить «да» или «нет» поднятием карточки.

    1.     Вулканический пепел – это кусочки раскаленной лавы 2 мм

    2.     Вулкан – это бог воды.

    3.     При гавайском типе извержения вулкана лава – словно огненная река.

    4.     Самый высокий действующий вулкан России – Везувий на полуострове Камчатка.

    5.     Люди могут препятствовать извержению вулкана.

    6.     Если бы не происходило движение земной коры, то появление вулканов было бы невозможно.

        Итак, сегодня в ходе урока нам, ребята, удалось сформировать представления об образовании, строении, типах вулканических извержений. Что означает выражение «Жить на вулкане» (отражает постоянную готовность к каким-либо неприятностям).

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: rosenblumc (22.12.2013)
    Просмотров: 1927 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: