Безверхова Т.Н., руководитель кружка «Экотеатр»
«Рекомендации педагогам дополнительного образования по организации работы с проблемными обучающимися»

Агрессивные дети.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)
Признаки агрессивности:
1.Часто теряет контроль над собой.
2.Часто отказывается выполнять правила.
3.Часто спорит, ругается с взрослыми.
4.Часто специально раздражает людей.
5.Часто винит других в своих ошибках.
6.Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7.Часто завистлив, мстителен, злопамятен.
8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его.
Рекомендации!
1.Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи на занятиях вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2.Изменяйте режим и темп занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
3.Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для такого ребёнка – в центре. Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к руководителю кружка за помощью в случае затруднений.
4.Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время занятия попросите его вымыть доску, раздать тетради, разложить карточки, собрать самостоятельные работы и т.п.
5.Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию обучающихся, используя в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий. Избегайте монотонной учебной деятельности.
6.Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых.
7.Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
Тревожные дети.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматриваются как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Признаки тревожности:
• часто говорит о тревожных ситуациях,
• при выполнении заданий слишком напряжен,
• любое задание вызывает беспокойство,
• в незнакомой обстановке обычно краснеет,
• когда волнуется — сильно потеет,
• плохо засыпает и спит,
• жалуется на постоянные кошмары,
• многое вызывает у ребенка страх,
• часто плачет,
• плохо переносит ожидание,
• боится и избегает трудности.
Рекомендации!
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения по релаксации.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что и делайте это при всем классе.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Старайтесь делать учащемуся как можно меньше замечаний.
9. Старайтесь не унижать ребенка, и не наказывать его при всех.
10. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным

Гиперактивные дети. Дети с СДВ.
Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, так как вызывается эмоциями.
Признаки гиперактивности:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение ожидать своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
5. Неумение сосредоточится: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
7. Болтливость.
8. Мешает другим, пристает к окружающим.
9. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
10. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Рекомендации!
1. Работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами педагога, в центре кабинета.
2. Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения.
3. Избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
4. Вводите проблемное обучение.
5. Используйте на уроке элементы игры и соревнования.
6. На определенный отрезок времени давать только одно задание.
7. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: раздать или собрать карточки, раздаточный материал и т. д.
8. Во время занятий предусматривать возможности для двигательной разрядки: спортивные упражнения, физический труд, физкультминутки;
9. Исключить авторитарный, жесткий стиль преподавания.
10. Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: (относится так же и в работе с агрессивными детьми)
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»;
- наказание или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Памятка для родителей и обучающихся:
Административная и уголовная ответственность за правонарушения и преступления, связанные с употреблением, распространением ПАВ и алкоголя.
Административная ответственность наступает с 16 лет и предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Так, статьями 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распитие пива и спиртных напитков либо потребление токсических веществ, и появление в общественных местах в состоянии опьянения. Следует отметить, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.22 КоАП РФ за правонарушение, совершенное несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, составляется на родителей или иных законных представителей, которые в свою очередь и привлекаются к ответственности.
За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ.
Кроме того, незаконной является пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ). Например, размещение соответствующей символики на одежде и т.д.; пропаганда наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах; незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет.
Правонарушения в отношении несовершеннолетних
Зачастую в употребление наркотических средств и токсических веществ, пива и спиртных напитков несовершеннолетних вовлекают взрослые лица, в том числе родители. Недобросовестные продавцы реализуют подросткам алкогольные напитки и табачную продукцию. За указанные правонарушения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по статьям 6.10, 14.16, 14.53 КоАП РФ.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за тяжкие, особо тяжкие преступления - с 14 лет) и предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации (УК РФ).
Так, статьями 228, 228.1, 228.3, 228.4 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение (производство), хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.
С 14 лет наступает уголовная ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ).
Преследуется уголовным законодательством склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ), незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ).
Взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков, антиобщественных действий (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ и др.) несут уголовную ответственность в соответствии со статьями 150, 151 УК РФ.
Торговые работники, которые неоднократно реализовывали несовершеннолетним алкогольную продукцию, подлежат ответственности по ст. 151.1 УК РФ.
(Подготовил педагог дополнительного образования
Веревкин Сергей Геннадьевич руководитель кружка « Физика и экология»)
|